Афоризмы > Выражения > Каков смысл названия пьесы На дне?

Каков смысл названия пьесы На дне?

июля 17, 2015 | Опубликовано: Выражения

Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, - словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека. В. Г.Белинский Горький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни", но выбрал самое лаконичное и удачное - "На дне". Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылёва, даёт понять, что в заглавии подразумевается "дно" общества, где оказались герои драмы. Это совершенно опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи, нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени - все окружающие обращаются к ним по кличкам. Таким образом, название указывает на социальную проблематику пьесы.

Драматург тщательно изображает нескольких ночлежников, а из разговоров на сцене читатель узнаёт их жизненные истории. Барон Дебиль был аристократом, служил где-то, но проворовался и попал в тюрьму. Теперь он сутенёр у грошовой проститутки Насти. Телеграфист Сатин, защищая любимую сестру, убил её мужа. После суда Сатин разозлился на весь свет, поэтому из тюрьмы у него была одна дорога - в ночлежку.

Бубнов - бывший хозяин красильной мастерской и запойный пьяница - оставил всё своё имущество жене и ушёл из дома в никуда. Слесарь Клещ разорился из-за болезни жены, которую довёл до этой болезни своими побоями и пьянством. Актёра выгнали из театра за пьянство. Ваську Пепла отец-вор не смог научить ничему, кроме как воровать. Словом, ночлежники очень похожи в своём ожесточении против всего мира, в презрении к чужой и даже собственной жизни.

Они равнодушны к своему прошлому, а главное - к настоящему и будущему. Здесь, как говорит Бубнов, "всё слиняло, один голый человек остался" (I). Но социальное содержание не исчерпывает пьесы, в ней есть весьма значимое философское содержание, которое закономерно вытекает из социального. Горький показывает, что даже на "дне" люди сохраняют способность мыслить. Ночлежники задаются "последними" философскими вопросами о человеке - правде - свободе. В пьесе практически каждый герой говорит о правде.

Квашня упрекаетКлеща за то, что он "заездил жену до полусмерти" (I). Клещ отвечает грубыми ругательствами, а торговка пельменями невозмутимо констатирует: "А - а! Не терпишь правды!" (там же). Василиса считает Луку не прохожим, а проходимцем: "Это ближе к правде-то" (там же). Пепел угрожает, что донесёт на Костылёва, который скупает краденые вещи, и доносу поверят, "потому - правда!" (II).

Все эти рассуждения о правде не выходят за рамки бытовых ("кухонных") разговоров. Но с приходом Луки жизнь в ночлежке "забродила", по словам Сатина. От отрывочных реплик о правде, высказываемых как бы походя, ночлежники переходят к целым философским концепциям о правде и человеке. События - привычное драматургическое действие (например, любовная история Васьки Пепла) - отходят на второй план, а на первом оказываются столкновения философских концепций, которые создают главный конфликт драмы "На дне". Горький предлагает по меньшей мере четыре точки зрения на правду в человеческой жизни. Это точка зрения Костылёва, который выступает вообще против правды, так как она только будоражит простой народ и угрожает спокойствию "порядочных людей".

Бубнов считает, что нужна правда без прикрас и мечтаний, она должна просто фиксировать реальное положение дел в мире. Лука выступает против правды Бубнова: правда, утверждает старик, - это то, во что веришь. Лука полагает, что лучше утешать людей, манить их мечтой, чем повторять безнадёжные "бубновские" рассуждения о том, что все люди на земле лишние. Наконец, Сатин формулирует высокое понимание правды, которое помогает человеку жить, его правда призывает к творческому труду: "Человек - вот правда! (...) Ложь - религия рабов и хозяев...

Правда - бог свободного человека! ...Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!" (IV). Доказывая, что даже на "дне" общества человек остаётся человеком, Горький одновременно изображает слабость людей "дна". Они не случайно оказались в ночлежке, ибо все они слабовольные, озлобленные, больные люди, которые, по словам драматурга, "страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни".

Иными словами, ночлежники сами безразличны к собственной судьбе, а винят в своих несчастьях всех, кроме себя. Они называют Луку "шарлатаном" (IV): он поманил их красивой мечтой о лучшей жизни и сбежал сразу после убийства Костылёва. Но дело не в Луке, а в духовной слабости самих ночлежников, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-нибудь для того, чтобы подняться со "дна". Подводя итог, следует признать, что свою пьесу о босяках автор озаглавил очень удачно, так как название получилось многозначным. Образы босяков, столь интересные для Горького, раскрыты в драме разносторонне и связаны с философскими размышлениями о человеке - свободе - правде.

На "дне" люди живут в нечеловеческих условиях (ночлежка похожа на пещеру), но даже в этих условиях люди могут думать о высоком - о правде и свободе. В таком изображении босяков проявился гуманизм автора. В своих первых рассказах о босяках ("Челкаш", "Коновалов", "Бывшие люди") Горький представил их людьми "необыкновенными": они не жадны, не душат друг друга из-за вещей, не копят денег, то есть отличаются от "порядочных" мещан чувством внутренней свободы, особым великодушием. В пьесе этого романтического взгляда на босяков нет: драматург уже не облагораживает своих героев, а отмечает их беспомощность, анархизм, неспособность к действию и самовоспитанию. Горький признаёт теперь: босяки, несмотря на решительное отрицание законов несправедливого общества, ничего не могут изменить в окружающей жизни, поэтому он будет искать настоящих героев-борцов среди сознательных пролетариев и демократической интеллигенции. Изображению таких героев писатель посвятит роман "Мать" (1907).

Понравилась статья - Каков смысл названия пьесы На дне?? Добавь в Избранное

Предыдущее сообщение:

Следующее сообщение:


Вы прочитали материал на тему: Каков смысл названия пьесы На дне?

17 Июль 2015 Опубликовано в разделе: Выражения

Comments are closed.

© 1996-2012. Фольклор, анекдоты, поверья, частушки, песни и стихи изучены в меньшей степени, нежели предания и легенды.
Реальная жизнь связана, словом с мистикой бытия. Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть.