Эпиграфы > Мысли > Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова

Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова

ГОРЕ ОТ УМА (Комедия, 1824; опубл. с пропусками - 1833; полностью - 1862) София (Софья) Павловна Фамусова - центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана "мадамой", старушкой Розье, которая за "лишних" 500 руб. перебралась воспитательницей в другой дом. Другом детства С. был Чацкий; он же стал героем ее первого отроческого "романа". Но за три года, что Чацкий отсутствовал, переменилась и сама С, и ее сердечная привязанность. С одной стороны, С.

стала "жертвой" московских привычек и нравов, с другой - "жертвой" новейшей русской (и питающей ее руссоистской) словесности, карамзинской литературной школы. Она воображает себя сентиментальной героиней "чувствительного" романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и традиционно московского жениха полковника Скалозуба - ограниченного, но богатого (об этой партии мечтает ее отец). "Просчитав" С. и умело разыграв роль платонического воздыхателя, который готов до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой, в ее сердце находит уголок Молчалин, угодливый секретарь отца и, по существу, приживал в доме Фамусовых. В итоге ею недовольны все.

И Чацкий, который не может поверить, что его С. очарована таким ничтожеством, и отец. Один винит во всем Москву с ее ретроградным влиянием, другой, напротив, объясняет все влиянием французским, модами Кузнецкого моста и чтением книг. Оба в какой-то мере правы. Не имея в отсутствие Чацкого возможности душевно развиваться, С. незаметно заражается "московским" духом - и одновременно подменяет свою личность условным образом модной героини.

Она ведет себя то как Юлия из романа Руссо, то как московская кумушка; и над той, и над другой "маской" автор комедии иронизирует. В 1-м д. Фамусов застает Молчалина (только что вышедшего из девичьей) в гостиной вместе с Софией; для отвода глаз С. придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Естественно, сон этот "построен" по законам баллады в духе Жуковского, которого Грибоедов печатно порицал, - и на место "жутких" бал-ладных персонажей подставлены совершенно для этого неподходящие Фамусов ("Раскрылся пол - и вы оттуда, / Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

") и Молчалин ("Тут с громом распахнули двери / Какие-то не люди и не звери, / Нас врознь - и мучили сидевшего со мной"). Повторяя привычный комедийный "ход", Грибоедов заставляет С. облечь балладный сюжет в неподходящий размер и стиль, в данном случае - басенный; а Фамусова - "процитировать" финал баллады Жуковского "Светлана": "Где чудеса, там мало складу". Во 2-м д., узнав о падении Молчалина с лошади, С. вновь ведет себя не как благовоспитанная барышня, а как влюбленная героиня романа - падает в обморок: "Упал!

Убился!" Тем контрастнее выглядит ее типично "московское" поведение в 3-м д., во время бала, кода С. злобно обращает риторику Чацкого ("От сумасшествия могу я остеречься") против него самого и распускает слух о помешательстве бывшего возлюбленного. Романическая маска сорвана, под ней - лицо раздраженной московской барышни. И потому расплата ждет ее тоже "двойная", литературная и бытовая. В финале комедии развеется любовный дурман С, рухнет придуманный ею романный сюжет, а сама она узнает о своем удалении из Москвы.

Происходит это в 11-м явл., когда С. случайно становится свидетельницей того, как Молчалин заигрывает с Лизой и оскорбительно отзывается о ней самой. Тут же является отец ("...и дыбом волоса") в окружении слуг со свечами; балладный сон сбывается вживе; Фамусов обещает дочери выслать ее из Москвы "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", а Молчалина - удалить ("Нас врознь - и мучили сидевшего со мной").

Понравилась статья - Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова? Добавь в Избранное

Предыдущее сообщение:

Следующее сообщение:


загрузка...

Вы прочитали материал на тему: Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова

апреля 6, 2012 Опубликовано в разделе: Мысли

Оставить свое мнение

You must be logged in to post a comment.

© 1996-2012. Фольклор, анекдоты, поверья, частушки, песни и стихи изучены в меньшей степени, нежели предания и легенды.
Реальная жизнь связана, словом с мистикой бытия. Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть.