Афоризмы > Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова М. Ю.

Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова М. Ю.

июня 21, 2015 | Опубликовано: Афоризмы

Во многих стихотворениях Лермонтова - "Утес", "На севере диком стоит одиноко", "Парус", "И скучно, и грустно, и некому руку подать..." - звучат мотивы грусти и одиночества.Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении "Выхожу один я на дорогу". Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и "Выхожу один я на дорогу".

Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой - и одновременно величественный. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь - это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено.

И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой "путь" "сквозь туман", жизненная дорога его трудна ("кремнистый путь"). Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя - хаос, смутная, неясная тоска. Ему "больно" и "трудно", но в чувствах и мыслях его - все та же неопределенность, "туман", герой не может понять причины своего состояния: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом ("Жалею ли о чем?") и тревожным предчувствием будущего ("Жду ль чего?"). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Лирический герой хочет уйти от реальности в мир "свободы и покоя". Он хотел бы "забыться и заснуть". Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который "ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого", поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти". Однако в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является "холодным сном могилы". Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя: Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и "сладкий голос", поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разладачувств. Б начале стихотворения он стремится "уйти от жизни", в финале "жизнь догоняет его", и он доверяется ей. Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть - это пейзаж, вторая часть - описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу - там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой ("ночь тиха", "спит земля в сиянье голубом"), "высокой" лексикой ("пустыня внемлет богу"). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя - "кремнистый путь" напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом ("холодным сном могилы"), риторическими вопросами ("Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?"), инверсией ("Уж не жду от жизни ничего я"), анафорой ("Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!", "Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь"), восклицательными предложениями ("Я ищу свободы и покоя!"). Напевности стихотворения способствуют аллитерации ("Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел") и ассонансы ("Но не тем холодным сном могилы"). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины ("Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу"). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом. Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов "обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски".

Понравилась статья - Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова М. Ю.? Добавь в Избранное

Предыдущее сообщение:

Следующее сообщение:


Вы прочитали материал на тему: Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова М. Ю.

21 Июнь 2015 Опубликовано в разделе: Афоризмы

Comments are closed.

© 1996-2012. Фольклор, анекдоты, поверья, частушки, песни и стихи изучены в меньшей степени, нежели предания и легенды.
Реальная жизнь связана, словом с мистикой бытия. Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть.