Афоризмы > Анализ стихотворения К морю Пушкина А. С.

Анализ стихотворения К морю Пушкина А. С.

июня 29, 2015 | Опубликовано: Афоризмы

Первоначальный вариант стихотворения "К морю" был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в "новой" ссылке - в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический период творчества Пушкина. В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Причем, как отмечает В.

А. Грехнев, в элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы - философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется и каждой строчке стихотворения. В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Далее доминируют философские размышления Пушкина. Море здесь - "свободная стихия", как и мир человеческой души. Именно потому оно так притягивает к себе, так близко и дорого поэту: Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Море своенравно и прихотливо, как и человеческие порывы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку: Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть стихии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир человеческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредсказуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки. Однако любовь нередко сковывает волю человека, становится своеобразным пленом души, вдохновенья: Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... Здесь вновь преобладают авторские эмоции, а затем следует переход в исторический план. Романтический образ моря, вольной, свободной стихии рождает в сознании поэта воспоминания о герое с необыкновенной судьбой - Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены: Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Другой романтический герой в стихотворении - поэт Байрон. Наполеон и Байрон... Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца. Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале стихотворения, проходит через исторический экскурс поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона. Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план: Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран. Обращает на себя внимание, что поэт тиранию приравнивает к просвещенью. Однако здесь под "просвещеньем" подразумевается "культура", мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является "тираном", насильственно вмешивающимся в свободное течение человеческой жизни. Противопоставление цивилизованного человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Пленник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает альтернативой "просвещенью" и тирании, той несбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан. Заканчивается стихотворение по-пушкински жизнеутверждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ свободной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естественного, природного человека: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Композиция стихотворения подчинена основной идее, идее свободы. Первая часть - это описание моря. Здесь Пушкин использует выразительные эпитеты ("волны голубые", "гордою красой"), сравнения и анафоры ("Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустныйшум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз"), перифразы ("Прощай, свободная стихия!", "Моей души предел желанный!"), метафоры ("я был окован"), бессоюзие ("Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас"), инверсию ("У берегов остался я..."). Здесь также используются и обращения ("свободная стихия" "Моей души предел желанный"), благодаря которым создается впечатление "беседы с морем". Поэт использует и общеупотребительную лексику, и славянизмы ("глас", "рыбарей", "брег", "вотще"). Для начала первой ча
сти характерен несложный синтаксис - простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. В конце первой части уже есть сложные предложения, союзные сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса здесь отражает углубление основной темы произведения. Замечателен и фонетический строи стихотворения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации (повтор автором согласных звуков) и ассонансы (повтор гласных): Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вторая часть начинается с риторических вопросов ("О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?"). Здесь также есть точные, выразительные эпитеты ("путь беспечный", "торжественная краса"), анафоры ("Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим"), перифразы ("гробница славы", "Он был, о море, твой певец"), обращение ("о море"), сравнение ("как бури шум"), инверсии ("Он духом создан был твоим"). Кроме общеупотребительной лексики, поэт использует слова высокого стиля ("почил", "властитель наших дум", "венец") и славянизмы ("хладный", "могущ"). Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие"ш", "щ>>, "ч", протяжные гласные "у" и "о", звонкий "р". Как замечает Н. Л. Степанов, перекличка этих звуков напоминает однотонный, заунывный ропот моря. Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. "Ты ждал, ты звал..." - Пушкин обращается "к морю", используя мужской род, хотя существительное "море" - среднего рода. Убедительное объяснение этому дает Е. Маймин. Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом "и ощущается как друг", поэтому "неправильное" словоупотребление внутренне оправданно. В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человеческой судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чувство безнадежности здесь уравновешивается этим обращением. В третьей части используются обращения ("Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?", "Прощай же, море!"), эпитеты ("пустыни молчаливы", "торжественной красы"), многосоюзие ("И блеск, и тень, и говор волн"), риторический вопрос ("Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?"). Пушкин использует высокую лексику ("тиран", "благо"). Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Пушкинские стихотворения, в том числе "К морю", вызывали восхищение Белинского. Анализируя романтические "пьесы" поэта, критик писал: "Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды". Думается, оценка эта справедлива и по сей день.

Понравилась статья - Анализ стихотворения К морю Пушкина А. С.? Добавь в Избранное

Предыдущее сообщение:

Следующее сообщение:


Вы прочитали материал на тему: Анализ стихотворения К морю Пушкина А. С.

29 Июнь 2015 Опубликовано в разделе: Афоризмы

Comments are closed.

© 1996-2012. Фольклор, анекдоты, поверья, частушки, песни и стихи изучены в меньшей степени, нежели предания и легенды.
Реальная жизнь связана, словом с мистикой бытия. Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть.