Афоризмы > Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова М. Ю.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова М. Ю.

июня 21, 2015 | Опубликовано: Афоризмы

Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, "уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...". Причины лермонтовского пессимизма многосторонни. Здесь сказалась и сама эпоха 30-х годов, время "печального холопства", и особенности мировосприятия поэта-романтика, и особенности душевного склада Лермонтова, его внутренняя противоречивость, чувствительность, одиночество, "болезненная живость „аффективной памяти"". Все это породило в поэте особый интерес к теме героического прошлого России ("Бородино", "Песня...

про купца Калашникова"), которому он противопоставляет бесславное настоящее. Необычайно остро мотив этот мы ощущаем в стихотворении "Дума", где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в "бездействии", в безыдейности. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поколение 30-х годов оказалось пассивным, не способным к действию, к борьбе. Оно "постыдно равнодушно" к добру и злу, к созданиям искусства, к мечтам поэзии. Ум этих людей иссушен "наукою бесплодной", юные силы - растрачены, живые, подлинные чувства - загублены. Поэт возмущен малодушием и безынициативностью своих современников: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы, Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. Жизнь этого поколения бесполезна: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час! Чувства людей 30-х годов, их суждения лишены самостоятельности, зависят от внешних обстоятельств. Душевная холодность сочетается в них с избытком энергии, с неуемной жаждой жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Образ поколения, созданный Лермонтовым, перекликается с образом Печорина ("Герой нашего времени"). Печорин - это также портрет, "составленный из пороков целого поколения". Имея незаурядные способности, ум, волю, он не может реализовать себя в жизни, не имеет в ней цели, не видит смысла. Душа Печорина испорчена светом, он "томится жизнью, презирает ее и самого себя... носит в себе какую-то бездонную пропасть желаний и страстей, ничем ненасытимых", и, вместе с тем, он "гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления, безумно упивается ее обаяниями...". Печорин не способен к любви, дружбе, он ни во что не верит, надеясьлишь на самого себя. Окружающим он приносит лишь несчастья, да и сам так и не находит спасения ни в чем и ни в ком. Печорин умирает в Персии, не оставив никакого следа в жизни, кроме нескольких страниц своего дневника. Здесь у Лермонтова возникает мотив нарушения преемственности поколений, мотив чудовищного разрыва "отцов" и "детей". Этот же мотив звучит и в "Думе". Поколение 30-х годов ничего не наследует у своих предшественников, и вместе с тем, ему нечего завещать потомкам. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Здесь поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты, способности, устремления. С точки зрения жанра стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Стихи здесь становятся декламационными, приобретают ораторский пафос. Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы - темы поколения 30 х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень - след, оставленный этими людьми, в мире, в жизни, роль поколения в истории. В стихотворении выделяются три части. Первая часть - это задание темы, общая обрисовка поколения. Здесь поэт пока еще отделяет себя от этих людей - здесь выделяются "я и они". Во второй части это противопоставление снимается - "я" и "оно" (поколение) здесь объединяются в "мы". Как замечает Ю. М. Лотман, центральная часть стихотворения построена на контрастах и оксюморонах: "В начале поприща мы вянем без борьбы", "И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови". Третья часть - заключительная. Это обобщение, вывод из рассуждений центральной части. И в начале стихотворения, и в финале его возникает тема будущего - в этом смысле, думается, мы можем отметить подобие кольцевой композиции. В "Думе" мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: "презренные рабы", "пришлец осиротелый", "наукою бесплодной", "надежды лучшие", "голос благородный", "холод тайный", "толпой угрюмою и скоро позабытой", "насмешкой горькою". Этой же цели способствует и двойное сравнение: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом". Образность стихотворения усилена метафорами ("В начале по

Понравилась статья - Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова М. Ю.? Добавь в Избранное

Предыдущее сообщение:

Следующее сообщение:


Вы прочитали материал на тему: Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова М. Ю.

21 Июнь 2015 Опубликовано в разделе: Афоризмы

Comments are closed.

© 1996-2012. Фольклор, анекдоты, поверья, частушки, песни и стихи изучены в меньшей степени, нежели предания и легенды.
Реальная жизнь связана, словом с мистикой бытия. Литература пишется не о "высоком" и не о "низком", а о мире, каков он есть.